Уникальные мелочи частной жизни

   n

26 июля в Кемеровском областном музее изобразительных искусств открылась выставка «Частная жизнь в искусстве Западной Европы», организованная в рамках масштабной программы «Эрмитаж в Сибири», подготовленной Государственным Эрмитажем и компанией «Базовый элемент» — соорганизатором и генеральным спонсором проекта

Эрмитаж в переводе с французского означает «место уединения». Так императрица Екатерина Вторая когда-то называла покои своего дворца, где хранилась коллекция картин знаменитых художников XVII — XIX веков. Шедевры принадлежали ей одной. Сегодня Государственный Эрмитаж — крупнейший музей мира. Открытие выставки в Кемеровском музее изобразительных искусств — завершающий этап проекта «Эрмитаж в Сибири», который уже побывал в шести областях Сибирского округа. Как сказал на торжественном открытии выставки Эрмитажа губернатор области А. Г. Тулеев, несмотря на то, что Кемерово и Санкт-Петербург далеки друг от друга, их связывает многое. В Петровскую эпоху был открыт в Кузнецком крае уголь. Во время войны из блокадного Ленинграда в Кузбасс были эвакуированы тысячи его жителей. Таким образом, Сибирь тоже защищала Ленинград, борясь за молодое поколение ленинградцев. Кемеровский музей изобразительных искусств — один из молодых музеев Сибири, ему всего 35 лет. Тем не менее он сумел завоевать авторитет и стать участником проекта. На ремонт здания было потрачено 3 млн 500 тысяч рублей. Еще 2 млн добавил «Базовый элемент». По словам директора Государственного Эрмитажа М. Б. Пиотровского, благодаря содействию и участию местных властей Кемеровский музей смог выполнить все требования и положительно ответить на 400 вопросов, в том числе касающихся условий содержания уникальной коллекции, которая будет выставляться в Кемерово три месяца. — Мы очень рады, что наконец-то пришло то время, когда мы можем показывать Эрмитаж в Сибири, — сказал на открытии Михаил Борисович. — Выставка, которую мы привезли, подготовлена специально для этого. Особое внимание к частной жизни всегда отличало европейскую культуру от всех других. Все работы представляют собой очень интересный назидательный рассказ. Пиотровский подарил Кемеровскому музею DVD с новейшими экскурсиями по Эрмитажу и знаменитым фильмом Александра Сокурова «Русский ковчег». После торжественной части, которая проходила на крыльце музея, первых посетителей пригласили на экскурсию по выставке.

Экспозиция, предложенная Эрмитажем для кемеровчан, представляет собой два раздела и включает более 130 произведений живописи и декоративно-прикладного искусства, созданных западноевропейскими мастерами XVII — XIX веков. Ядро выставки «Частная жизнь в искусстве Западной Европы» составили 13 полотен крупнейшего мастера бытового жанра, выдающегося фламандского живописца Давида Тенирса-младшего и 12 полотен его современников. Отличительная особенность живописи XVII века в том, что именно в это время в искусстве появляется бытовой жанр, кроме того, происходит выделение пейзажа, натюрморта, интерьерного портрета в самостоятельные жанровые циклы. Первых посетителей выставки информируют работники музея. Валерия Михайловна Трунова помогает разобраться в тонкостях представленных произведений, акцентируя внимание на том, что у каждого из них своя биография, отражающая настроение целой эпохи и не одного поколения людей. Все, что их окружало, составляло божественный порядок жизни, будь то лужайка у дома, водные каналы, то есть обыденные фрагменты жизни, но ими любовались и перед ними преклонялись. У Тенирса все работы представляют либо праздники, либо моменты труда и игровой жизни. По работам чувствуется, что человек той эпохи очень любил праздник и поднимал его до какого-то особого, монументального порядка. Любование простой деталью здесь выглядит как любование высшей принадлежностью. Каждая работа по-своему настраивает на дидактический лад, как бы убеждая нас в том, что все должно было быть именно так, а не иначе. В каждой картине обязательно присутствует деталь, говорящая о незыблемом, гуманистичном представлении порядка и сути вещей, которые мы, люди XXI, века воспринимаем уже по-своему и можем свои представления сравнить с теми, что существовали несколько веков назад. Нередко за внешней простотой сюжета скрывается аллегорический смысл. Так, знаменитая картина Тенирса «Обезьяны в кухне», в которой зверушки различаются по костюмам и занимаемому месту, угадывается пародия на социальную иерархию в человеческом обществе. Оказывается, автор неоднократно обращался к изображению обезьян, пародируя деятельность человека.

Посуда, мебель, ювелирные украшения, разнообразная домашняя утварь, предметы туалета — все это неотъемлемые атрибуты частной жизни человека, которые не только украшали его быт, но и сами занимали достойное место в изобразительном искусстве. Разнообразные бытовые предметы представляли особый интерес для мастеров мелкой пластики, уделявших большое внимание деталям. В «Туалете дамы» можно увидеть на туалетном столике, перед которым сидит молодая женщина, многочисленные флаконы и коробочки, подобные которым представлены в экспозиции. Изящный кошелек, часы в форме мандолины, табакерка, туалетец с флакончиками для духов, маникюрными принадлежностями и коробочкой для мушек — характерные образцы ювелирного искусства XVIII века. У посуды тоже своя история. Оказывается, появление сервизов было обусловлено расцветом кулинарного искусства. Большое количество блюд требовало посуды самых разнообразных форм. В России для парадных обедов использовались фарфоровые и серебряные сервизы, которые заказывались в Германии и Франции. Предметы одного из самых больших и знаменитых сервизов императорского двора — «Орловского» — также представлены на выставке. История и биография вещей очень часто менялась из-за каприза или прихоти великих особ. К примеру, фарфоровый сервиз Жозефины Богарне был заказан для нее императором Наполеоном Бонапартом на Севрской мануфактуре. Однако Жозефине сервиз не понравился, и она обратилась на мануфактуру Диля и Герара, известную своими превосходными копиями с живописных оригиналов, перенесенными на фарфор. Так на предметах роскошного сервиза, выполненного в стиле ампир и созданного для прославленной наполеоновской империи, появились персонажи голландских жанровых картин. Глядя на экспозицию Эрмитажа, лишний раз убеждаешься в том, что вещи способны рассказать о многом — и о самом времени, и о людях, и об их нравах. А детали и мелочи в них как знаки препинания, придающие повествованию о частной жизни Западной Европы удивительный эмоциональный настрой и неповторимую душевно-интригующую интонацию.

Светлана АНТОНОВА, «»

n

09 августа 2004 года, «», №394, Рубрика «Балаганчик»

Comment section

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *