Вся Сибирь на книжной полке

Давно прошло то время, когда «самая читающая страна в мире», измученная книжным дефицитом, простаивала сутки напролет (с мешками макулатуры наперевес) в очередях за Конан Дойлом и полным собранием сочинений Дюма… Вместе с анекдотичной колбасой полки магазинов теперь ломятся от «духовной пищи» всех возможных и невозможных вариантов. «Пищи» стало столько, что иногда требуется даже «рвотное» — слава богу, и оно продается здесь же. Достаточно руку протянуть. За кошельком
Но вместе с новоявленным изобилием былое «книжное обожание» у народа поубавилось. А общества книголюбов постепенно сошли на нет. Или превратились во что-то другое.
Далеко не все проживающие в доме № 20 по улице Писарева (символично!) в курсе, что в соседнем подъезде на первом этаже находится самый настоящий музей. И существует он здесь ни много ни мало, а уже почти семь лет… С этого времени далеко не безразмерное пространство площадью в 15 квадратных метров постепенно стало тесным даже для экспонатов, не говоря уж о тех, кто приходит на них посмотреть. Но дело это поправимое — давно идет разговор о том, чтобы передать музей городу. Только вопрос: останется ли он таким же бесплатным для посетителей, как сейчас?
Музей сибирской книги при Обществе книголюбов на сегодняшний день собрал более 9000 экспонатов. Персональные фонды, рукописи, редкие документы и уникальные фотографии, книги редких изданий, автографы и личные вещи, графика художников-оформителей и самих писателей… Здесь есть на что посмотреть. На стене — акварели Магалифа, на полке шкафа — чашка, из которой когда-то пила чай Елизавета Стюарт. Протокол, подписанный во время ареста и обыска Михаила Ивановича Ашарова от 7 марта 1938 года. Рецензия на его первую повесть, сделанная профессором Бутурлиным («Тяжелое счастье»), в которой рекомендуется «исправить всю работу в сторону упрощения языка», и записка от редакции журнала «Сибирские огни» с приглашением Ашарова высказаться на страницах журнала на тему «Слушая доклад Сталина»… Перебирая материалы музея можно очень много узнать о той стороне жизни литераторов, которая «не готовилась к опубликованию».
Как уже говорилось, поскольку материалов накопилось очень много, идет разговор о том, что музей нужно передать городу. И вроде бы город пошел навстречу и согласен выделить и помещение, и дополнительные штатные единицы — к слову, из «единиц» получает зарплату только директор. Все остальные работают «на общественных началах». То есть опять же бесплатно. С другой стороны, музей был организован при областном правлении новосибирской общественной организации «Общество книголюбов». И не трудно предположить, что работают здесь хоть и на общественных началах, но с удовольствием. Потому что просто любят книги.
Как хорошо любить читать
Директор музея «Новосибирская книга» Наталья Львовна Левченко принимает посетителей по предварительной записи. Это значит, что, для того чтобы попасть в музей, необходимо всего лишь позвонить по телефону 27-39-22 и уточнить время экскурсии.
— Идея возникновения музея принадлежит Татьяне Викторовне Пендюриной — председателю областного общества правления Общества книголюбов. Цель — собрать книги и материалы прежде всего о новосибирских писателях. Чтобы можно было прийти посмотреть эти книги, познакомиться с жизнью, творчеством, чтобы новосибирцы узнали больше именно о СВОЕЙ литературе. Так сложилось, что новосибирская литература стоит у истоков создания литературы ХХ века. Именно здесь собрался цвет литературы начала XX века. В Новосибирске жили очень талантливые писатели, которые были не только талантливыми писателями, но и блестящими организаторами литературного процесса. Благодаря им был создан и начал издаваться журнал «Сибирские огни». Первым директором музея была Эмма Александровна Алискина. В 1975 году она пригласила работать меня… Музей обладает огромными фондами. Здесь хранится полностью весь комплект журнала «Сибирские огни», начиная с 1922 года. Мы — единственные в Новосибирске, у кого хранится годовой пакет журнала «Сибирь». Этот журнал выходил всего лишь один год — в 1925-м. Планировался этот журнал как рассказывающий о событиях в Сибири и представляющий новые имена в литературе. Он должен был быть красочным, иллюстративным, по типу «Огонька» или «Нивы». Но, к сожалению, технические особенности новониколаевской типографии и скудное финансирование не дали развернуться этому проекту.
Как хорошо уметь писать
— У нас периодически проводятся выставки. Чаще всего они выездные, например, в Краеведческом музее. Там мы проводили выставку, которая называлась «Художник и книга». Там же была выставка «Хранители времени», посвященная календарям и часам разных времен и разных народов. Выезжаем с выставками в Искитим, Бердск, по Новосибирской области и за пределы НСО. В Томск например. Были в Стрежевом, в Кемерово, Новокузнецке, Прокопьевске и даже в Казахстане — в Семипалатинске.
А в конце декабря в помещении на Писарева у нас состоялась выставка «Автографы из собрания музея «Новосибирская книга». Основной акцент этой выставки был сделан на уникальном поступлении прошлого года — это раздел «Книги с автографами из библиотеки Николая Николаевича Яновского», известного литературоведа и критика, которому в этом году в декабре месяце исполнится 90 лет. Вдова писателя решила передать всю библиотеку нам, но поскольку в этой библиотеке свыше 4000 книг, и совершенно различных, нам пока передали только часть этой библиотеки — книги с автографами. Их более 1000. На выставке представлено сто книг с автографами известных писателей, причем не только писателей, но и известных ученых и литературоведов. Среди представленных имен: Игорь Новодворский — автор интереснейших передач на канале «Культура», Ефим Беленький, Нинов, Абрамов, Василий Прокопьевич Трушкин — талантливый писатель и литературовед из Иркутска, Абрамович, Посадсков — сотрудник ГПНТБ. Большая часть экспонатов являются автографами с книг Астафьева, который на протяжении многих лет дружил с Николаем Николаевичем Яновским, встречался с ним. Здесь же и фотография, сделанная в Красноярске — Распутин и Яновский в гостях у Астафьева. Здесь же автографы с книг Валентина Распутина, Сергея Залыгина, Федора Абрамова, Ефима Пермитина. И наших, сибирских: Ильи Лаврова, Афанасия Коптелова, Саввы Кожевникова, Александра Смердова, Никулькова. Роман «Хмель» с автографом известного автора исторических романов Алексея Черкасова. (Геннадий Прашкевич украсил свой автограф на авторском экземпляре «Разворованного чуда» зубастым хохластым динозавром. — Прим. авт.)
— Здесь у вас даже рукописи есть!
— Рукопись Геннадия Падерина «Рельсы идут на восток». Это черновик рукописи — машинописные страницы и рукописная правка автора. Благодаря этому можно проследить путь от рукописи до издания.
— А это что за журнал?
— Рукописная «Кладовая автографов». Он был заведен журналом «Сибирские огни». Здесь собрана масса автографов писателей, когда-то сотрудничавших с журналом; среди них «шершавый» почерк Василия Шукшина, датированный 1970 годом и автографы венгерских литераторов. Страницы пожелтели от времени.
В этих автографах одни писатели желают другим успеха, просят прочитать рукопись, дать на нее рецензию. Прощаются навсегда и на несколько месяцев. А мы через много лет снова открываем старую книгу, подписанную когда-то незнакомым ломаным почерком.
«Я получила
ваш букетик
незабудок…»
— Видите знаменитый роман Зазубрина «Два мира»? Что интересно, эта книга была подписана в 1928 году Кондратию Урманову прямо в вагоне скорого поезда в Москву. В самый момент отъезда. В Москву его пригласил Горький для работы в журнале «Советский колхозник». После своего отъезда Зазубрин уже не вернулся в Новосибирск. Это был его последний, прощальный автограф. И мы видим руку Зазубрина, который был репрессирован в 1937 году…
— А эти открытки?
— Из собрания, переданного в музей семьей Урмановых — три очень симпатичные новогодние открытки с поздравлениями. Среди них одна от Елизаветы Константиновны Стюарт. Незадолго до своей смерти она подписала Кондратию Никифоровичу Урманову открытку в форме поэтического экспромта: «Я получила ваш букетик незабудок. И вот в ненастный день светлеет все вокруг… Пусть спят еще цветы, но сердцем помнить буду я теплый ваш привет, мой добрый старый друг».
Дочь Е. Стюарт передала осенью прошлого года очень много ее личных вещей — книги из библиотеки, чашечку, из которой пила, ее очки, нож для разрезания бумаг, перочинный, любимая дорожная ручка, безделушки, два калейдоскопа и две тросточки — они были сделаны Юрием Михайловичем Магалифом и подарены ей. С этими тросточками она и ходила по лесу. А одной из них (той, что стоит немного дальше) она посвятила стихотворение. Большая же часть выставки сегодня отводится творчеству писателя, художника, артиста, автора истории о приключениях игрушечной обезьянки Жакони, Юрия Магалифа. В январе у нас проходят Магалифовские чтения. Это стало ежегодной традицией сразу после смерти писателя. Магалиф много лет был постоянным членом правления Общества книголюбов и бессменным президентом детского клуба «Книжная шкатулка». Редакционно-издательский центр Общества книголюбов издал в прошлом декабре книгу, посвященную его жизни и творчеству. В музее хранится первый вариант рукописи «Приключений капитана Картошкина» и представлены все издания «Приключений Жакони».
— А на этой фотографии, кажется, Горький?
— Подборка личных фотографий, сделанных Антоном Сорокиным. Одна из них — уникальная фотография Максима (Алексея Максимовича) Горького. Любительские снимки, сделанные в 1929 году в Крыму во время отдыха. Кстати, они нигде не были опубликованы, есть только у нас. На снимках Горький запечатлен вместе с профессором Воскресенским. У профессора на руках сидит орангутанг…
— А кто-нибудь пытался оценить стоимость хотя бы оригинальной графики?
— Стоимость музейных экспонатов вполне можно определить, той же книжной графики. И уверяю вас, она совсем не мизерная. Другое дело, что нам все передается бесплатно, дарится.
Художественный редактор новосибирского книжного издательства Виталий Порфирьевич Минко передал нам на хранение множество работ художников. Таких, как Погребинский, Колесников, Грицук, Калачов, Зайцев, Кириллов. Мы единственные обладатели работ Григория Ликмана — в тридцатые годы он иллюстрировал «Повести Белкина» Пушкина, которые так и не вышли. Сохранились только в оригинале. И еще он сделал два портрета Пушкина. Сохранились только акварельные, перьевые и карандашные эскизы. Сами портреты погибли во время пожара. У нас хранятся оригинальные иллюстрации Светланы Ким к знаменитой «Волшебной палочке» Елизаветы Стюарт и к «Грозному чалу» Гороховского. Более 1000 графических работ известных художников. Иллюстрации и текст, написанный оригинальным шрифтом, Сергея Рубцова к миниатюрному изданию «Слово о полку Игореве». Все это практически бесценно для истории. Когда я работала в музее Достоевского, мы покупали графические работы по произведениям Маркеса. За серию этих работ мы платили в 1985 году по 200 рублей за один авторский лист. (К слову сказать, с тех пор и расценки немного изменились в сторону увеличения.- Прим. авт.) Представьте, какая это сумма, если перевести на современные деньги!

Comment section

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *