Худфонд умер, но художники выжили

На рубеже 90-х годов в России исчерпала себя система централизованных закупок картин и графических листов у членов Cоюза художников, прекратил работу Художественный фонд. Художники-профессионалы оказались уравнены в правах с любителями. Трудно поверить, что еще 10 лет назад полномочиями на заказ художественного оформления обладал только Худфонд. Эта могущественная организация имела право проводить безналичные расчеты и выплачивать художникам реальные деньги. Молодой художник, вступая в Союз, автоматически писал два заявления: первое — на мастерскую, второе — на предоставление художественных заказов. Художника были обязаны обеспечить работой. Причем это были приличные деньги — значительно большие, чем зарплата инженера. Распределительная комиссия при фонде раздавала заказы в соответствии с ранжиром художника. На этих работах в месяц можно было заработать 500-2000 рублей. К примеру, пейзаж (1,5 м х 1 м) оценивался в 500-800 руб. Пейзаж со стоффажем (на переднем плане лесок, а вдалеке идут крестьяне) — еще дороже. Самые прибыльные заказы были на Ленина с компанией. Во-первых, это сюжетная картина, а во-вторых, с образом вождя. Небольшая работа на большевистскую тему могла потянуть на 2000 рублей. В «заказном» жанре были и свои мастера. Например, живописец Александр Фокин специализировался на Ленине. Впрочем, даже по самым выгодным заказам у художников частенько висели долги. Люди, получив аванс и материалы (в магазине профессиональные краски и кисти не продавались), либо не делали заказ вовсе, либо делали очень долго. Больше старались над заказами под выставку — зональную, российскую или союзную. Картины эти не только обязательно выставлялись, но и с большой долей вероятности покупались Министерством культуры. Куда пропадали эти картины — большой секрет. Говорят, большинство из них до сих пор пылятся на складах Минкульта — невдалеке от Петровки, 38. С появлением кооперативов с правом пользоваться собственным расчетным счетом, а как следствие — самостоятельно проводить расчеты, художественное оформление стали заказывать напрямую. Художественный фонд быстро остался не у дел, погряз в долгах и прекратил существование. Вместе с фондом приказали долго жить и государственные заказы. Как следствие, все заказы на монументальную скульптуру были заморожены (это просто неподъемные деньги). Вся заказная живопись, все эти ленины, зои космодемьянские и партизаны, частнику тоже оказались не нужны. Больше того, крупноформатная живопись и любая графика стали некоммерческим делом. Правда, художники как работали, так и продолжали работать, только форматы уменьшились — с больших полотен (1,5 х 1,5 и 2х1,5) художники перешли на коммерческий формат (50х60, 40х50). Многие художники старшего поколения умерли. Но многие бойкие быстро перестроились. Александр Смолин, например, после многих лет бесконечных пейзажей вдруг резко ударился в христианство и стал писать священников. Скульптор Лилия Бурлакова, превосходно лепившая комсомольцев и вождей, неожиданно перешла на графику и теперь рисует царскую семью, всю царскую фамилию. Тяжело пришлось и звездам первой величины ушедшей эпохи — например, Михаилу Омбышу-Кузнецову. Лауреат премии Ленинского комсомола, самый известный сибирский живописец в СССР, в России долгое время был не у дел. Конечно, и он нашел свое место, хоть его манера претерпела серьезные изменения — он увлекся футуризмом и гиперреализмом. Теперь все без исключения художники считаются с рынком. Спасенные в самые трудные годы безвременья наплывом инотуристов, художники все же получили по заслугам. Появилась система коммерческих галерей и художественных салонов, востребованность на Западе. Впрочем, художники всегда жили нормально. Один из старейших художников Новосибирска Абрам Бертик рассказывает, что когда группа художников работала над росписью Новосибирского оперного театра во время Великой Отечественной войны, каждый получал обкомовский паек — американский шоколад, молоко, яйца. С годами ничего не изменилось, художники не бедствуют. Профессия обеспечивает людям искусства прочное положение в обществе. Конечно, тем, кто не конфликтуют с властью. Но сибирские художники разумные люди, диссидентов у нас никогда не было.

Comment section

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *