Гипсовый Карелин уже стоит на страже интересов художников

В Новосибирске в День города на стадионе «Спартак» была заложена Аллея олимпийских чемпионов. Известные художники Денис Сидоров и Александр Воронцов воспели трехкратного чемпиона Олимпийских игр по греко-римской борьбе Александра Карелина. Гипсовый бюст простоял на положенном месте два дня. После произведение искусства от греха подальше водворили в Музей олимпийской славы.  По мнению учеников чемпиона, бюст узнаваем, только взгляд у Карелина в жизни позлее. Фото Аркадия УВАРОВА  Строго говоря, некое подобие Аллеи олимпийской славы возле «Спартака» было и раньше, но в экономном, плакатном варианте. Проект воплотить всех героев Олимпийской славы (пока их 12) в монументальной скульптуре независимо друг от друга вынашивали директор фирмы «Клен», занимающейся природным камнем, Владимир Семенкин и директор Музея спортивной славы «Спартака» Галина Куркова. Последняя даже запатентовала свою идею, справедливо считая, что до сих пор нигде подобную аллею не обустраивали. Владимир Семенкин пошел другим путем — нашел деньги и профинансировал начальные работы по созданию эскиза одной из скульптур. На роль героя N 1 единодушно был выбран Александр Карелин. Причем на подготовленный постамент (говорят, это фрагмент колонны, оставшийся у «Клена» после реставрации вокзала «Новосибирск-Главный») водружали уже готовый бронзовый бюст Карелина работы председателя новосибирского отделения Союза художников России, заведующего секцией скульптуры Арама Григоряна, но памятник как-то не зазвучал. Впрочем, станковая скульптура Григоряна изначально была предназначена для внутреннего интерьера, а не для открытого пространства. В результате создание бюста Карелина для Аллеи олимпийской славы было возложено на новосибирских художников Александра Воронцова, больше известного в русле современного концептуального искусства, и Дениса Сидорова, снискавшего тихую славу театрального художника и живописца. С 2000 года они работают вместе, причем исключительно над созданием монументальных скульптурных композиций. Фотографии последнего по времени исполнения частного заказа — барельефа в античном стиле площадью порядка 7 кв. м — и послужили для Владимира Семенкина гарантией профессионализма скульпторов. Удивительно, но несмотря на то что в послужном списке Воронцова и Сидорова до сих пор не было подобных работ, а глобальные идеи Семенкина как-то не сбывались (достаточно вспомнить проект самолетов-памятников для Чкаловского завода или проект памятника Ермаку, который должен был возвыситься во всю свою 30-метровую высоту над Горской), памятник удался. Условиями контракта Семенкин гарантировал художникам скромное вознаграждение и оплату всех материалов для работы, скульпторы в свою очередь обязались изваять бюст за месяц. Эскиз был создан в срок в лучшем, то есть подготовленном для литья в бронзе виде — из гипса. И это притом, что художникам долго не удавалось найти качественных фотографий Александра Карелина (о «живой натуре» речь не шла изначально). Пришлось довольствоваться материалами, предоставленными директором Музея спортивной славы Галиной Курковой (ксерокопиями газетных фотографий, предвыборными плакатами) и вывешенными в Интернете фотографиями «фирменного» фотохудожника чемпиона Владимира Дубровского. Хотя, строго говоря, для работы скульптора необходимы другие фотографии — со специальным освещением — чтобы поймать ход, найти характер. С другой стороны, работа с художественной или даже документальной фотографией при создании бюстов для Аллеи олимпийских чемпионов — необходимое условие: многие (как, например, баскетболистка Ирина Минх, проживающая сейчас в Германии, или пловец Игорь Полянский, обосновавшийся в Новой Зеландии) навсегда покинули Новосибирск и Россию, другие постарели со времен спортивных побед. Сегодня главный вопрос для художников — выбор материала для завершения работы над памятником Карелину. Возможно, это будет бронза, а может быть — более дешевый чугун, вопрос в качестве литья. Работу по изваянию бюста из бронзы и его установке специалисты оценивают в «круглую» сумму порядка $50 тыс. по московским расценкам. Впрочем, переговоры с литейным заводом в Екатеринбурге показывают, что можно будет обойтись более скромной суммой. Но факт остается фактом — килограмм любого художественного литья стоит около $300, плюс транспортные расходы. Для привлечения средств идеологи проекта планируют создать Фонд Аллеи олимпийцев. Гипсовый бюст уже видели представитель президента Леонид Драчевский, мэр Новосибирска Владимир Городецкий и начальник управления культуры области Владимир Миллер. Но внятную рецензию (лестную) дали пока только спортсмены — долго жали авторам руки, фотографировались на фоне памятника. А будущие чемпионы по греко-римской борьбе, которые хорошо знают Александра Карелина лично, утверждают, что бюст узнаваем, только взгляд у Карелина в жизни позлее. Впрочем, взгляд и так получился пронзительный. Художники утверждают, что лепили не просто чемпиона, а героя — образ сильного человека. У гипсового Карелина жесткий треугольный бюст, врезающийся в колонну. Та, в свою очередь, покоится на барельефной плите. Возможно, это будет фирменный стиль Аллеи, хотя скульпторы готовы работать над бюстами каждого из двенадцати оставшихся спортсменов отдельно. Воронцов и Сидоров признают, что весь проект был навеян классической стилистикой, но в ее современном понимании. По времени весь проект по созданию Аллеи олимпийских чемпионов займет минимум два года, были бы деньги. Во всяком случае, для города это очень важно. И для Семенкина. И для художников.

Comment section

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *