Эстетский FАК принадлежит космополитам

В Новосибирске успешно завершился Первый международный «Фестиваль актуального кино» («FАК 2001»), куратором которого выступил известный дизайнер и перформер Максим Зонов.   Илюша Чалков — не самый лучший, но самый детский персонаж фестиваля FAK-2001 К сожалению, премьерный фестиваль Зонова слился в едином порыве с повторным форумом «Сверхкороткого фильма» Дмитрия Булныгина (все вместе получило название «Кинофестиваль Два в Одном»). Причем оба фестиваля были организованы при поддержке Фонда Форда и Новосибирского общественного фонда имени Юрия Кондратюка в рамках проекта «Новый Дом Культуры». Так что не обошлось без обидной путаницы — в результате за Art-house малобюджетные короткометражные фильмы, собранные Зоновым, автоматически кивали Булныгину. Зонову как отцу проекта было неловко. Проблема самоидентификации на старте, без сомнения, ударила по престижу конкурса. Например, Фонд Форда до сих пор не утвердил грант на FAK-2002 (в отличие от ESF-2002), есть справедливые опасения, что акция Зонова может оказаться разовой. И это будет непростительной ошибкой. За день до открытия фестиваля жесткий диск компьютера Максима Зонова со всей смонтированной фестивальной программой «упал». Куратору FAK-2001 пришлось заново собирать все фильмы с исходников на DV (все было продублировано в стандарте «цифрового видео»). Как следствие — последний день, отведенный по программе на relax и печать дипломов, был полностью посвящен технической профилактике. Дипломов на фестивале не было. Впрочем, за лето Максим намерен нагнать — сделать и разослать плакаты формата A3 (всем участникам) и дипломы лауреатам (в черной рамочке на белой бумаге) собственного дизайна. Многострадальное действо, фестиваль актуального кино, проходило в непривычном антураже Дома актера. Собрались современные художники, музыканты, тусовщики, но все вели себя непривычно тихо и интеллигентно, как на работе. Люди плавно перетекали в зал и как мышки занимали свободные места, никто не пил даже пива. Ждали искусства. Лучшие фильмы, больше трех часов проецируемые на экран, принадлежали к немецкой школе. Совсем не было гэгов — это когда камеру взял и снимаешь без монтажа. Как правило, все начинающие операторы через это проходят — камеру включил и давай краску лить, огонь жечь, девушку танцевать На FAK-2001 прислали сюжетные профессиональные короткометражки, продолжительностью в основном до 15 минут, как того и требовал куратор. Жюри — независимая консультативная группа и директор фестиваля — решило не присуждать первой премии в пользу более широкой категории победителей. Итак, Серебряный приз и денежную премию разделили художественный фильм Oberstube («Чердак») Себастиана Винкельса (Берлин, Германия) и музыкально-документальный фильм Back in USSR Александры Архиповой (Новосибирск). Внутреннее пространство собственного «чердака», где властвуют сквозняк и беспорядок, герой Oberstube превращает в лабиринт, завешивая пространство ровными рядами простыней. Эстетский фильм с прекрасным монтажом и неожиданными планами вызвал в зале бурю восторга. Второй, русский фильм, в котором ностальгическая страшнота (кадры любительского кино) — народ пьет, Ленин висит, заводы работают, машины месят грязь — смонтированы под жизнеутверждающую музыку Пола Маккартни, первоначально был бесправным куском телепрограммы «Архитектон». Оформленный в виде авторского кино, Back in USSR показался наиболее естественным фильмом фестиваля. Кстати, это была единственная лента, в производство которой вмешался директор фестиваля, посоветовав автору сменить цвет названия с красного на белый. Приз «За красоту» получил один из двух достойных фильмов Франциска Мелетцки (Потсдам, Германия) за художественный фильм «39». Простая романтическая история о водителе такси, влюбившегося в очаровательную уборщицу мусора, да еще с happy end казалась авангардом среди эстетских заумных лент. Кстати, второй фильм Мелетцки «Все с вилками» — как раз концепция с высоким уровнем съемок о замученном этикетом западном обществе, в ряд «умных» фильмов вписывался идеально. Единодушно «самым мутным» и экспериментальным проектом был признан видеофильм Фреда Пелона (Нидерланды) «Случайная коллекция бессознательного», не случайно он получил приз «За эксперимент». Тонкий литературный фильм с хаотичным монтажом коричневых кадров home sinema из детства с пузырями как от огня, документа о поющем мужике, фрагментов дешевой голливудской фантастики, невнятного изображения с гомосексуальным актом, восточного праздника Семья, самоопределение, альтернатива восточной философии европейской — все это привычные темы для европейской литературы экзистенциалистов. Напоследок на экране мельтешит портрет юноши, превращающийся в старика на фоне играющей музыкальной шкатулки тему из «Красавицы и чудовища». По мнению Максима Зонова, полифония этого фильма погружает зрителя в транс подобно музыке Баха. Приз «За актуальность» получила документальная серия телепередач «Наши» Дмитрия Аврорина и Бориса Мамлина (Продюсерский центр «LBL-Сибирь», Новосибирск). «За любовь к животным» — «Реклама для собак» Дмитрия Булныгина (Новосибирск). Трогательные мультики из документально-анимационной серии «Илюша Чалков» и анимационной серии «Булка» работы Николая Загоруйко и Владимира Меняйло (учащихся школ Новосибирска) взяли приз «За безыскусность в искусстве». Грустное прорусское кино «Бабушка Баба и маленький Борис» Анны Левиной из Лондона (Великобритания), озвученное по-русски с акцентом получило приз «За фольклорный эксперимент». Больше половины отличных киноработ давно невиданного в Новосибирске уровня концепции и съемок остались без поощрительных дипломов. Все еще возможно, что жаждущие признания получат свое в 2002 году.

Comment section

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *