Свет с Востока

Выставка Анатолия Никольского в галерее «Старый город» собрала работы последних лет. Один из самых известных новосибирских художников отобрал для экспозиции в основном пейзажи — ближневосточные, китайские, русские. Выставка подтверждает очевидный факт: лучше Анатолия Никольского никто у нас пейзаж написать не способен. Повернувшись лицом к природе, Анатолий Никольский стремится запечатлеть ее мимолетность Мастеру одинаково подвластны как типично русские пейзажи с березами и лугами или заснеженными полями, так и виды туманных китайских скал и озер, сценки на улочках ближневосточных городов, натюрморты с цветами. Удивительная пластичность кисти художника и тонкая настройка оптики позволяют ему проникнуть в самую суть чужой культуры. Очевидно, причина в том, что художник очень точно и тонко чувствует природу, то есть натуру. Анатолий Никольский был верен натуре на всем своем долгом и плодотворном творческом пути, и в последнее десятилетие он обрел второе дыхание. Его живопись становится легкой и поэтичной, он пишет в основном пейзажи и натюрморты, хотя в его профессиональной биографии были и портреты, и жанровые сцены. Повернувшись лицом к природе, художник стремится запечатлеть ее мимолетность, мгновенность, преходящесть. Поэтому многие его работы находятся в диапазоне между этюдом и законченной картиной, а стилистически Никольский все ближе приближается к, условно говоря, русскому импрессионизму — живопись его, избежав соблазнов авангарда и диктата соцреализма, во многом идет как раз оттуда. Картины животрепещущи в буквальном смысле слова: на работах Никольского трепет жизни ощутим в полной мере. Большая часть «русских» работ — пейзажи разных времен года: луг, река, степь. Излюбленный колорит — от бежевого до серебристого, это идеально подходит для передачи на полотне воздушных масс и облаков разных конфигураций. Воздух и свет, как кажется, главные стихии для художника, находящего материал для своих картин не только в чистом поле или на берегу моря, но и в родном городе. С природой у живописца отношения личные, чтобы не сказать интимные. Точность и легкость непринужденного мазка, прозрачность, чистота колорита — завидные качества живописи далеко не молодого мастера, сохраняющего ощущение уже упомянутого выше трепета жизни, который и передается лучше всего, может быть, именно в эскизах. Последние несколько лет в творчестве живописца звучит «китайская нота»: Анатолий Никольский чуть не каждый год бывает в Китае, где проходят его выставки, и из каждой поездки он привозит впечатлений на новый цикл работ. Стиль Никольского как нельзя лучше подошел для передачи самого духа китайского искусства — лаконизма, глубины, внешней незавершенности. В экспозиции большая часть китайских работ — пейзажи, хотя есть и натюрморты, и даже жанровые сцены. Картины созданы художником уже в Новосибирске, однако ощущение реальности таково, что сомнений в «натурности» работ не возникает, — кажется, что все акварели писались с натуры, в Китае.

Comment section

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *