Африканские страсти по барабану

Концерт под названием «Раскаленные ритмы» прошел на сцене городского драматического театра под руководством Сергея Афанасьева. Ансамбль «Джембэ», объединивший женскую часть труппы, и известный новосибирский музыкант Игорь Тюваев представили зажигательное шоу с игрой на африканских барабанах. Актрисы театра Сергея Афанасьева танцуют, играют на барабанах и поют народные зулусские песни с африканской страстью У проекта есть предыстория: ансамбль «Джембэ» был создан Игорем Тюваевым в театре еще в конце 90-х годов, но после отъезда Тюваева в Вену команда прекратила существование. И вот через год после возвращения музыканта в родной город ансамбль «Джембэ» возродился. Игорь Тюваев — фигура в Новосибирске известная и авторитетная. Он — создатель и руководитель хорового ансамбля «Маркелловы голоса», певец, педагог и вообще личность харизматичная и, как принято выражаться, креативная. И то, что он решил на новом этапе своей карьеры вернуться к старому проекту, неудивительно. Для театра воссоздание ансамбля стало большой удачей. Руководитель театра Серей Афанасьев последние два года совмещает свою режиссерскую деятельность с работой на должности ректора в театральном институте, поэтому и количество выпускаемых на сцене театра спектаклей сильно сократилось. Сам Сергей Афанасьев ставит по одному спектаклю в сезон — что не может не огорчать, поскольку в Новосибирске настоящих режиссеров всего полтора человека, а Афанасьев — именно настоящий. Имеются в виду, разумеется, режиссеры свои, работающие в местных театрах, а не приглашаемые для постановок столичные модные знаменитости. Тем более что продукция, выпускаемая на новосибирской драматической сцене приглашенными постановщиками, далеко не всегда оказывается качественнее спектаклей, так сказать, аборигенов. В общем, при дефиците новых собственно драматических постановок в афише возможность заполучить яркое зажигательное шоу стала подарком судьбы. Ко всему прочему, вольно или невольно, созданием этого женского музыкального шоу в театре восстанавливается нарушенный было баланс: часть молодых актеров мужеского пола и примкнувший к ним мэтр Николай Соловьев, объединившись в ансамбль «Банкомат», уже несколько лет «зажигают» в новосибирских клубах. И пользуются бешеной популярностью, так что создание «Джембэ» стало еще и борьбой женщин-актрис за равноправие. Символично, что премьера концерта состоялась в канун праздника 8 Марта. Женский концерт с барабанами — лучший подарок к празднику. Артистки так азартно и с вполне профессиональной уверенностью колотят по барабанам, не жалея ладоней, что аудитория не может устоять и тоже хлопает. В центре действия, конечно, сам Игорь Тюваев, облаченный в экзотических расцветок рубаху. Вокруг — шесть актрис (Ирина Ефимова, Светлана Дубровина, Светлана Галкина, Евгения Жуковская, Ольга Ромашова, Анна Чаленко) и примкнувший к ним молодой музыкант Виктор Гарагуля. Все — в ярких нарядах, что называется, «вырви глаз», увешанные какими-то безумными бусами. Антуража и декораций никаких. Только на задник проецируется видеофильм про животный мир саванны — антилопы, жирафы и бегемоты дополняют музыку очень органично. Часовой концерт состоит из более чем двух десятков музыкальных номеров — в основном под барабаны, хотя, когда звучат песни Восточной Африки, с сильными восточными мотивами, Игорь Тюваев берет в руки струнный инструмент сас. Шоу получилось действительно зажигательным и «раскаленным« — даже немного жалко, что по такому случаю в театре не организовали танцпол, ноги сами просятся в пляс. Тем более что сами актрисы танцуют. Удивительнее всего, что песни исполняются на настоящих африканских языках, в основном на зулусском. По крайней мере, в этом уверяли публику и Игорь Тюваев, и актрисы. Хотя у многих было сильное подозрение, что в песнях звучит некий выдуманный язык, скажем, племени «мумба-юмба». Примерно тот же, на котором группа «Ногу свело« исполняла когда-то свой квазиафриканский хит «Хара-мамбуру». Игорь Тюваев с театром освоили культуру дружественного африканского народа не случайно. Главный мессидж, по словам руководителя проекта, — дать сибирской публике некое лекарство от долгой зимы, витамин счастья. Терапевтический эффект концерта на самом деле чувствуется — после полугода никак не кончающейся зимы жить становится немного веселее. В этом смысле африканская музыка очень действенна — хотя, в отличии от латиноамериканской, не так популярна. Однако с советских еще времен к дружественному негритянскому народу россияне симпатии всегда испытывали. Тюваев рассказал, что концепция программы сложилась случайно. Впервые африканские барабаны он услышал в Париже — там они звучат везде, на набережных и в метро. Затем в одной из библиотек Вены он обнаружил обработки зулусских песен, что само по себе редкость. В России нотного материала нет совершенно, да и на Западе, по словам музыканта, немного. Так сложилась программа и собралась команда, к единственному имевшемуся в наличии барабану джембэ (купленному когда-то в Париже на «блошином рынке» во время гастролей театра) добавились заказанные в Америке точные копии. Барабан, разумеется, — инструмент скорее мужской. Но было решено, что состав должен быть не похожим ни на что другое. Девушки научились играть на барабанах за несколько месяцев, хотя было нелегко: разбивали в кровь руки, а одна сломала палец. Но это, говорит Тюваев, только начало. В планах — регулярные концерты ансамбля. Логично предположить, что эта программа отлично звучала бы не только в театре или на концертной сцене, но и в пространстве какого-нибудь продвинутого клуба.

Comment section

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *